А вместо сердца пламенный мотор - ЧАСК "Прогресс "

А вместо сердца пламенный мотор

Чернильно-рыжая природа вокруг. Пронизывающий ветер, влажный туман. Хриплый рёв спортивных самолётов, «ныряющих» в молоко осеннего низкого неба. И сотни глаз, устремлённых ввысь. Все с восхищением смотрят на тех, кого эта высь выбрала. Сильный пол, знающий, восклицает: «О! Это он штопор сделал! А это — горка». Женщины взвизгивают: «Ой, ты гляди, гляди, чего он делает!», а пацанва завидует: «Ты видал? Видал?! Блин, да он крутой! Настоящий мужик!».

«ГОРА ДОЛЖНА РАБОТАТЬ, КАК ГОРА!»

Но это было уже после официальной части. А сначала под патриотическую музыку и вспышки фотокамер должностные лица дружно высаживают с десяток сосенок, пополняя Аллею славы авиации и космонавтики. В листовках, которые раздают девчонки в белых футболках с надписью «Поехали!» и портретом Гагарина, читаю, что цель проекта «Аллея славы авиации и космонавтики» — создать на горе имени Клементьева, на территории Крымского республиканского предприятия «Центр планёрного спорта «Коктебель», культурный объект нравственно-патриотического воспитания и социальной адаптации детей, юношества и молодёжи на достижениях авиации и космонавтики. А ещё о том читаю, что автор дизайн-проекта — заслуженный деятель искусств Украины и Крыма Валерий Колбасов, член экспертного совета ассоциации «Международный межакадемический союз», директор КФ Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры.

Заложена Аллея славы авиации и космонавтики была ещё в 70-е, когда здесь установили памятный бюст авиаконструктору Олегу Антонову. В октябре юбилейного года — пятидесятилетия полёта человека в космос — на этой аллее появились ещё и бюсты Сергея Королёва — основоположника практической космонавтики, благодаря идеям которого впервые был осуществлён запуск искусственного спутника Земли, и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Ну а если забежать вперёд, то в будущем на горе Клементьева (Узун-Сырт) предполагается разместить памятные бюсты великих деятелей авиации и космонавтики, памятные плиты с именами и оттисками ладоней авиаторов-современников. Кстати, проект задуман и воплощается на общественных началах.

Рядом с памятными бюстами Антонова и Королёва улеглась шляпа (её тоже открыли сегодня). В память о той, которая впервые совершила полёт над горой Узун-Сырт.

Спросите, что шляпа Волошина делает рядом с бюстами известных авиаконструкторов? Процитирую рассказ русского лётчика, художника-иллюстратора Константина Арцеулова: «Как-то шли мы с Волошиным из Коктебеля в Феодосию. Наш путь лежал через гору Узун-Сырт. Я объяснял Максимилиану Александровичу, как действуют здесь восходящие потоки, и предложил ему бросить шляпу. Невидимые струи воздуха подхватили её и подняли вверх. Он по-детски радовался этому открытию. Когда через несколько лет я привёз в Коктебель планеристов, нас гостеприимно встретил Волошин. Он всячески помогал нам в организации планёрных испытаний. Тогда же он подарил мне акварельный этюд с видом Узун-Сырта».

«И НЕБЕСА ОСЕННИЕ СЛЕЗЯТСЯ…»

Реют флаги Украины, России, Крыма. С поздравительными речами, которые в этот день почему-то не портит пафос, перед собравшимися на плато выступают представители Министерства культуры Крыма, Министерства образования и науки, молодёжи и спорта АРК, члены постоянной комиссии по культуре Верховного Совета Крыма, представители Генерального консульства РФ в Симферополе и ассоциации «Международный межакадемический союз».

Кто-то говорит о том, что Крым — это не только курорт и рекреация, но и «колыбель космонавтики». Мол, так уж исторически сложилось, что многие великие изобретали, конструкторы, лётчики и космонавты Украины, России и других стран напрямую или косвенно связаны с этим уникальным местом — горой Узун-Сырт. Кто-то, добавляя образности, называет Байконур «воротами в космос», ключ от которых находится в Крыму. Кто-то заверяет журналистов, что теперь, когда рядом с памятным бюстом Антонова появился бюст Королёва, когда Аллея славы авиации и космонавтики пополнилась новыми деревцами, ни о каких застройках и выделении земли и речи быть не может. Ну а кто-то горячо выпаливает: «Гора должна работать, как гора», вызывая этой несуразной, но очень понятной репликой шквал аплодисментов. Директор же Центра планёрного спорта «Коктебель» Борис Небреев интригует обещанием яркого шоу с участием малой авиации и парашютистов.

«ЛЕТАЙ, НЕ БОЙСЯ, ЛЕТИ!»

  • Да такой горы, как гора Клементьева, нигде больше в Европе нет! Отсюда началась космонавтика, — выступает Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Александр Лавейкин. — Здесь ещё в 30-х годах летал наш генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв, и, создавая свои планёры, он уже тогда думал о полётах в космос! Открытие этого памятного бюста — большое событие для всех космонавтов.

На вопрос, о чём думал он, бортинженер космического корабля «Союз ТМ-2» и орбитального комплекса «Мир» во время космического полёта, Александр Иванович, улыбаясь, отвечает, что «думал о том, чтобы выполнить программу полёта. Ещё думал о своих друзьях, близких, знакомых. А наблюдая из иллюминатора нашу красавицу Землю, думал о том, что мы все должны её беречь».

  • Жизни на других планетах нашей Вселенной нет, — утверждает лётчик-космонавт СССР. — Я в неё не верю. Почему? Потому что только у нас, только на Земле, Богом созданы уникальные условия для жизни.

Звучат песни о том, что «самолёты сами не летают, а теплоходы сами не плывут», что «на пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы», что «мы ищем ветер, и нужно «лететь, не бояться, лететь». Народ слушает поэта, лётчика и музыканта Константина Фролова, смотрит выступление студентов Крымского университета культуры и искусств. И ждёт шоу тех, кого выбрало небо.

Обращаю внимание на сурового парня с рыжей небритостью на лице. Что-то в его внешнем виде выдаёт планериста. Возможно, рация на шее. А возможно, что-то другое. Угадала. Вадим действительно увлекается планёрами. Для того, чтобы полетать, парень приехал в Коктебель из Воронежа.

  • Брат мой уже несколько лет занимается планеризмом, — рассказывает он. — А я только в этом году попробовал. И мне очень понравилось! С первого раза получилось, большая удача! Это нечто! Раньше ведь я как рассуждал: рождённый ползать летать не может. И только здесь, на горе Клементьева, только этой осенью понял, что ошибался! Эх, теперь люблю я это незабываемое ощущение полёта!

Чернильно-рыжая природа вокруг. Пронизывающий ветер, влажный туман. Увы, небо не украшают разноцветные купола парашютов и планёры, погода не позволяет. Зато сердце бешено колотится, вместе с осенним небом слезятся глаза от хриплого рёва спортивных самолётов, «ныряющих» в молоко осеннего низкого неба.

КСТАТИ

1 ноября 1923 года на плато Узун-Сырт, близ вершины Коклюк, состоялось открытие первых Всесоюзных планёрных испытаний, в которых принимали участие планеристы и конструкторы. В 1929-м в планёрных состязаниях участвовали тогда ещё студент Сергей Королёв и прославленный лётчик Константин Арцеулов.

Ирина КОВАЛЁВА http://www.kp.crimea.ua/newspapers/2011/10/15/a-vmesto-serdca—plamennyjj-moto

stamchat call icon
stamchat mail icon
stamchat chat icon
stamchat close icon